МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО
- дуалистическое религиозно-философское учение, основанное в III в. Мани и оказавшее значительное влияние на формирование ряда религиозных и философских систем Запада и Востока. С III по XI вв. это учение распространилось от Северной Африки до Китая, в VIII - IX вв. стало государственной религией уйгуров. В поздней Римской империи и Византии оно преследовалось как ересь, т. к. смешивало элементы христианства и зороастризма. М. просуществовало под разными наименованиями (павликианство, катаренство, богомильство, альбигойство) до конца средних веков.

Согласно восточным источникам, перс Мани (Mani, Manes, Maniclmus) yoдился в215- 216 г. в Вавилонии, по матери происходил из царской династии Арзакидов, воспитывался в знатном роде магов, славился как ученый и художник. В 240 г. в Персии Мани объявляет себя посланником Бога, продолжившим миссии Зороастра, Будды и Христа. Из-за враждебного отношения к себе со стороны царя Сапора I Мани вынужден оставить Персию и скитаться в Туркестане, Китае и Индии, где основывал общины. В 272 г. по смерти Сапора I Мани возвращается в Персию, где новый царь Гормизда не только благосклонно принимает его, но даже предоставляет ему для безопасности от жрецов отдельный замок. Но через два года Гормизда умирает, его место занимает Барам I. Под предлогом диспута с магами царь вызывает Мани из его замка, диспут действительно устраивается. Мани признается на нем побежденным. Между 274 - 277 гг. Мани был распят.

В своих сочинениях ("Книга тайн", "Живое Евангелие" и др.) Мани таким способом объединяет персидские, вавилонские, иудейские, гностические и христианские представления, чтобы с их помощью подтвердить свою идею происхождения нашего мира из двух вечных первоначал - духа и материи. Практическая цель М. - вызволение духовного начала от материи. Есть две равные субстанции: Свет и Мрак, Ормузд и Ариман, с многочисленными зонами. Бог света благ и свят и все наполняет светом; бог мрака материален и зол. В "первое время" добро и зло  обитают в разных пространствах и отграничены друг от друга: добро находится на севере, востоке и западе, а зло - на юге. "Второе время" наступает, когда все пять стихий-эонов Аримана (тьма, ил, ветер, огонь, дым) ополчаются на высший свет и вторгаются в царство света. Для зашиты от них Благой отец изводит из своего царства матерь жизнь, высшую мировую душу, а та, в свою очередь, порождает первочеловека, снабженного пятью чистыми элементами (светом, огнем, ветром, водою, землею). Первочеловек вступает в борьбу с сынами ("архонтами") мрака, но злым силам удается оторвать от него частицу света и пленить его. Оторванная частица света проникает в материю и становится мирообразующим принципом, благодаря действию которого оба царства смешиваются.

Для спасения первочеловека Ормузд порождает "Дух живой". Победив сынов мрака, Дух создает космос для очищения света, поглощенного мраком. Все в видимом мире состоит из двух субстанций, смешанных в разных пропорциях. Световая материя, разлитая в этом мире, олицетворяется в Сыне Божием. Иисус Страждущий - Сын Божий, заключенный в материю, а Иисус не страждущий - части света, освобождающиеся и переносящиеся на Солнце. Солнце и Луна - катализаторы божественного света: во время своих увеличений Луна принимает души умерших, а во время убываний - отправляет их к Солнцу, которое пересылает их дальше к Богу.

У человека две души - световая и злая. Царь мрака собрал большую часть находившегося у него света и заключил его в Адаме, а Еву создал ему из ила, дабы через страсть раздробить обитающую в нем световую натуру. Через первый грех - супружество и оплодотворение - свет мировой души индивидуализируется во всевозрастающем потомстве, поэтому его сила к возвышению слабеет. Грех исходит от тела; тело есть тюрьма, охраняемая злою душой; плененная телом световая душа не в состоянии сама высвободиться. На помощь людям, заблудшим из-за язычества и иудейства, сходит царствующий на Солнце Христос. Тело Христово - только видимость, а Его страдания кажущиеся. Христос учил людей тому, как им следует постепенно освобождаться от материи, чтобы возвратиться в Небесное Отечество. Однако учение Христа оказалось плохо понято Его апостолами-"галилеянами", а впоследствии и вовсе извращено христианами. Предвидя судьбу Своего учения, Христос обещает людям послать Утешителя, который и явился для восстановления Его истины в лице Мани. "Третье время" наступит, когда добро окончательно восторжествует над злом: свет очистится от смешения с материей, а материя, лишенная божественного света, сгорит во вселенском пожаре. Человеческие души могут спастись через "гнозис" (знание), идущий от Христа и выявляемый полнотой учения Мани.

Манихеи совершенно отвергали Ветхий завет, а Новый считали отчасти неподлинным и приспособленным к иудаизму Согласно Мани, тем, кто верует в Христа как Сына Божьего, нужно отказаться от поклонения богу иудеев, являющемуся принцем тьмы. Мани признает три Божественных Лица - Отца, Сына и Св. Духа, но, в отличие от христианства, описывает Сына и Духа как эманации от Отца. Очищаться от уз материи человек может через "печать уст" (запрет хулы, мясной пищи, возбуждающих напитков), "печать рук" (отказ от материальных благ, телесный покой, созерцание) и "печать лона" (воздержание от брака и деторождения). Все эти правила о воздержании обязательны только для совершенных, а слушатели свободны от них. Внешний культ М. прост - без алтарей и обрядов, в каждое воскресенье и в день смерти Мани - пост. Эзотерическое богослужение держалось в тайне. Генеральная ассамблея М. возглавлялась великим мастером (президентом), которого считали представителем Иисуса Христа. Его окружало 12 магистров (апостолов), ниже их стояло 72 епископа, затем пресвитеры, диаконы, евангелисты. Д. В. Пивоваров


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Синонимы:

Смотреть что такое "МАНИХЕЙСТВО" в других словарях:

  • МАНИХЕЙСТВО —         религ. филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3 11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В… …   Философская энциклопедия

  • Манихейство —  Манихейство  ♦ Manicheisme    Первоначально этим словом называли религию, зародившуюся в III в. н. э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником)… …   Философский словарь Спонвиля

  • манихейство — манихеизм Словарь русских синонимов. манихейство сущ., кол во синонимов: 1 • манихеизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • манихейство —    Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем.… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • МАНИХЕЙСТВО — религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАНИХЕЙСТВО — религиозно философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3 11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального… …   История Философии: Энциклопедия

  • МАНИХЕЙСТВО — религиозно философское учение, основанное на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет тьма, добро зло). М. соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область… …   Новейший философский словарь

  • Манихейство — религиозно философское учение, широко распространенноенекогда на Востоке и Запади, скрытно существующее, в различныхвидоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианскою ересью, тообновленным парсизмом; новейшие авторитеты (Гарнак,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • МАНИХЕЙСТВО — (от имени полулегендарного проповедника Мани) англ. Manichaeism; нем. Manichaismus. Религиозно философское учение, возникшее в Персии в III в. н. э., основу к рого составляет признание двух начал бытия, противоборствующих царств добра и зла,… …   Энциклопедия социологии

  • Манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани, который по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Большой …   Энциклопедия культурологии

  • Манихейство — (Manichaeism), учение перс, проповедника Мани (ок. 216 ок. 276 гг.), возникло под влия нием митраизма (Митра), христианства и гностицизма. В основе М. дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы, бога и дьявола. Мани пропове довал… …   Всемирная история

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»